1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.
3. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2, ..., 20; 20, 19, ..., 1).
4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка. Уметь решать простые задачи.
5. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
6. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
7. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— чем они отличаются друг от друга?
8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец.
9. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
10. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
11. Запомнить и назвать не менее восьми из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
12. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
13. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
14. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, уши, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми вышеперечисленными навыками и умениями, то в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.